Основная адаптированная образовательная программа с учащимися с ОВЗ на 2020-2025гг
Описание образовательной программы
Целью ОАОП для детей с ОВЗ является как можно более полная и качественная
реализация образовательных потребностей ребенка с ОВЗ, включение
его в процесс инклюзии.
Основная
адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ основывается на следующих
принципах: создания благоприятной социальной ситуации развития
и обучения каждого ребенка с ОВЗ в соответствии с его
возрастными и индивидуальными особенностями,
ООП; взаимодействия обучающихся в ОВЗ с их нормально
развивающимися сверстниками; приобщения всех учащихся к социокультурным нормам,
традициям семьи, общества
и государства.
Принципы и подходы
к формированию ОАОП для детей с ОВЗ:
· гарантированность, обеспечиваемая государством, закрепленная федеральным законодательством;
· цензовость образования, обеспечение уровня подготовки детей с ОВЗ для успешной
образовательной инклюзии и социально-трудовой адаптации
в обществе;
· взаимосвязь
и взаимозависимость коррекции вторичных отклонений в развитии детей и компенсации дефекта, ориентация на ЗБР;
· комплексный
подход к диагностики и реализации потенциальных возможностей детей с ОЗ в обучении, воспитании, развитии;
·
гуманистическая направленность учебного процесса, предполагающая
уважение к личности ребенка и
развитие его индивидуальности, признание значимости личностных потребностей и нужд как
детей с ОВЗ, так и их родителей;
·
гибкость и динамичность, предполагающие возмодность оперативной корректировки содержания,
форм, методов обучения в соответствии с особенностями различных категорий детей и возможностями их семей;
·
целостный подход к образованию, реабилитации и социализации ребенка
на основе взаимосвязи между различными видами деятельности, соблюдение планомерности и непрерывности этого процесса;
·
дифференциация образовательного процесса
детей с ОВЗ;
В основе реализации адаптированной образовательной программы МКОУ СОШ № 3
лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
·
воспитание и развитие
качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационнойэкономики, задачам
построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
·
переход к стратегии социального проектирования и конструирования на
основе разработки содержания и
технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого
уровня (результата) личностного и познавательного развития
обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;
· ориентацию
на достижение цели и основного результата образования-развитие личности обучающегося на основе освоения
универсальных учебных действий, познания и освоения
мира;
·
признание решающей роли содержанияобразования, способов
организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного
и социального развития обучающихся;
·
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения
видов деятельности и форм общения
при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
· обеспечение преемственности дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего
(полного) общего и профессионального образования;
·
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и
индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья),
обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Мотивация учащихся к саморазвитию, самосовершенствованию, овладению
практическими жизненными навыками.
В соответствии с учетом особенностей развития детей с ОВЗ и их образовательных потребностей ОАОП для детей с ОВЗ предполагает удовлетворение особых
образовательных потребностей детей с ОВЗ как в «академическом» компоненте, так и в области жизненной
компетенции ребенка или сокращение «академического» компонента и специфическое расширение компонента жизненной компетенции.
К числу планируемых результатов освоения ОАОП для детей с ОВЗв МКОУ СОШ
№3 отнесенных
к «академической» компетенции считаются:
·
личностные результаты —готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие
их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
· сформированность основ российской, гражданской идентичности;
· метапредметные
результаты —освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
·
предметные результаты —освоенный обучающимися в ходе изучения учебных
предметов опыт специфической для
каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система
основополагающих элементов научного
знания, лежащая в основе современной научной картины мира.