1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт программы развития «Компетентность и перспективы» 2. Анализ потенциала развития школы 2 2.1. Результаты реализации предыдущей программы развития 8 2.2. SWOT –анализ оценки уровня развития школы 21 2.2.1. Анализ внутренней среды 21 2.2.2. Анализ внешней среды 26 3. Концепция программы развития школы 28 4. Дорожная карта реализации программ развития 5. 4.1. Ресурсное обеспечение реализации программы 34 4.2.Финансовый план реализации проекта 36 4.3. Управление реализацией программы 36 Реализация мероприятий подпрограмм 5.1. Современная школа 37 5.2. Успех каждого ребенка 46 5.3. Современные родители 49 5.4. Цифровая образовательная среда 53 5.5. Учитель будущего 57 5.6. Здоровье 59 5.7. Школа- территория безопасности 62 2 1. Паспорт Программы развития «Компетентность и перспективы» Наименование программы Программа развития муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» городского округа «город Кизляр» на 2020-2025 гг. «Компетентность и перспективы» Тип программы Целевая Статус развития Локальный нормативный акт программы Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Национальный проект «Образование» 2019-2024 гг. утв. 24.12.2018 Стратегия развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2019-2023 годы, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р; Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников; Администрация, педагогический коллектив школы Основания для разработки программы Исполнители программы Цель программы Основные задачи программы Создание интерактивной мотивирующей образовательной среды для развития духовно-нравственной, физически здоровой, свободной и творчески мыслящей личности, способной к самоопределению и саморазвитию. 1. Обеспечить качественное исполнение Федерального государственного образовательного стандарта и доступность образования для всех групп обучающихся. 2. Создать и реализовать модель интерактивной мотивирующей образовательной среды, обеспечивающей возможности всестороннего развития личности, принятия духовнонравственных, гражданско-патриотических, социальных 3 ценностей. 3. Расширять систему педагогического роста и механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию в соответствии с требованиями профстандарта РФ в сфере образования. 4. Систематизировать работу по обеспечению социальнопсихолого- педагогического сопровождения учащихся (в т.ч. с ОВЗ), развитию благоприятных психологических условий образовательной среды. 5. Сформировать активную жизненную позицию обучающихся через вовлечение их в общественно-значимую деятельность и систему дополнительного образования. 6. Создать условия для профессионального самоопределения обучающихся посредством организации системы ранней профориентационной работы. 7. Создать образовательную среду, обеспечивающую сохранение здоровья, социальную комфортность. Сроки и этапы 2020-2025 годы: Первый этап (ноябрь-декабрь 2019)-аналитикореализации проектировочный: программы -Проблемно-ориентированный анализ результатов образовательной деятельности в 2016-2019 уч. гг; -Разработка направлений приведения образовательной системы школы в соответствие с задачами программы развития на 20202025 гг. Второй этап (январь 2020-декабрь 2024 учебный годы)реализующий: - Реализация мероприятий плана действий Программы; -Нормативно-правовое сопровождение реализации Программы развития; -Осуществление системы мониторинга реализации Программы, текущий анализ промежуточных результатов. Третий этап (январь –июль 2025 года)- аналитикообобщающий: -Итоговая диагностика реализации основных программных мероприятий; -Анализ итоговых результатов мониторинга реализации Программы; -Обобщение позитивного опыта осуществления программных мероприятий; 4 Перечень подпрограмм 1. Проект «Современная школа» Цель: внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс. 2. Проект «Успех каждого ребенка» Цель: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у учащихся, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на их самоопределение и профессиональную ориентацию. 3. Проект «Современные родители» Цель: реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям школьников для повышения их педагогической компетентности. 4. Проект «Цифровая образовательная среда» Цель: создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования. 5. Проект «Учитель будущего» Цель: обеспечение профессионального развития педагогов в соответствии с профессиональным стандартом. 6. Проект «Здоровье» Цель: создание в ОО комфортной и здоровьесберегающей среды для стабилизации и укрепления здоровья школьников, формирование культуры здорового образа жизни. 7. Проект «Школа- территория безопасности» Цели: Обеспечение комплексной безопасности работы школы. Ожидаемые результаты реализации Программы 1. Проект «Современная школа» Повышение среднего балла по предметам учебного плана на ОГЭ и ЕГЭ. Положительная динамика качества образования Обновление содержания и методов обучения предметной области «Технология» Обновление МТБ школы 5 100% освоение ключевых компетенций, цифровых навыков, навыков в области финансовых, общекультурных компетенций 100% освоение ФГОС До 60% учащихся 1 классов являются выпускниками дошкольной ступени. Создание универсальной безбарьерной среды Освоение методологии наставничества Апробирование целевой модели функционирования психологической службы 2.Проект «Успех каждого ребенка» До 28% обучающихся-участники открытых онлайн уроков «Проектория» До 5-10% детей с ОВЗ осваивают дополнительные общеразвивающие программы До 70% обучающихся вовлечены в творческие конкурсы различного уровня 60% обучающихся охвачены профориентационной работой Не менее 60 % обучающихся вовлечено в олимпиадное движение школьников До 80% детей в возрасте от 7 до 18 лет охвачены дополнительным образованием В школе создана система выявления, развития и поддержки одаренных детей 3.Проект «Современные родители» До 30% родителей вовлечены в воспитательную и организационную деятельность 100% обратившихся родителей, получают консультативную методическую, психолого-педагогическую, медикосоциальную, диагностическую и консультативную помощь 100% родителей детей с ОВЗ, детей-инвалидов получают помощь по вопросам здоровья, развития, коррекции, обучения и воспитания 4.Проект «Цифровая образовательная среда» Обеспечен доступ к сети Интернет с высокой скоростью. Создана безопасная цифровая среда в школе в соответствии со Стандартом цифровой школы. 6 5.Проект «Учитель будущего» До 25% педагогов, повысивших квалификацию на основе использования цифровых технологий До 15% педагогов-участники программ обмена опытом и лучшими практиками 100% молодых педагогов вовлечены в различные формы поддержки в первые 3 года работы 6. Проект «Здоровье» В школе создана здоровая, комфортная здоровьесберегающая среда 100% обучающихся охвачены профилактической работой по формированию ЗОЖ, законопослушного и безопасного поведения в обществе До 30-50% обучающихся своевременно вакцинированы 100% обучающихся прошли медицинский осмотр. 7.Проект «Школа-территория безопасности» Формирование правильных, с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности, поведенческих мотивов у 100% обучающихся и педагогов. Развитие качеств личности, направленных на безопасное поведение в окружающем мире у 100% обучающихся. Выработка морально-психологической устойчивости в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций у 100% педагогов и обучающихся. Снижение рисков возникновения пожаров, аварийных ситуаций; Уменьшение детского травматизма во время учебного процесса и внеклассных мероприятий Совершенствование навыков по действиям в чрезвычайных ситуациях. Улучшение условий рабочих мест и предупреждение 7 профессиональных заболеваний и травматизма у сотрудников учреждения Источники Финансовые средства финансирования внебюджетные средства реализации программы Система организации контроля исполнения Программы развития бюджетов различных уровней, Контроль исполнения Программы развития осуществляется педагогическим советом и администрацией школы. 2. Анализ образовательной деятельной 2016-2019 гг 2.1. Результаты реализации предыдущей программы развития Контингент обучающихся школы имеет тенденцию к увеличению. Динамика контингента обучающихся 2014-2015 2015-2016 2016-2017 2017-2018 2018-2019 31.12.2019 г. 402 402 388 386 384 378 В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», федеральным образовательным стандартом, Уставом и лицензией на ведение образовательной деятельности МКОУ «СОШ №3» осуществляет образовательный процесс в соответствии с основными образовательными программами четырех уровней общего образования: № Уровень п/ образования п 1. Начальное Направленность Вид (наименование образовательной образовательной программы программы) общеобразовательная основная Нормативный срок освоения 4 8 2. 3. общее Основное общее Среднее общее общеобразовательная основная 5 общеобразовательная основная 2 В 2018-2019 учебном году в школе реализовались: Образовательная программа Количество обучающихся Основная образовательная программа начального общего 163 образования на 2015-2019 учебные года Основная образовательная программа основного общего 202 образования на 2014-2019 учебные года Адаптированная образовательная программа для 3 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2018-2019 уч. год Основная образовательная программа среднего общего 25 образования на 2017-2019 учебные года Сравнительный анализ успеваемости 2-4 классов за 5 лет Учебный год Общая успеваемость Качество обучения 4 кл. Переведены в следующий класс 2 кл. 3 кл. 4 кл. 2 кл. 2014-2015 100 100 100 71,45 56 66,4 139 2015-2016 100 100 100 51 71,4 51,6 136 2016-2017 100 100 100 63,2 50 61 158 2017-2018 100 100 100 62 49,7 38,2 167 2018-2019 100 100 100 85 59,7 55,3 160 3 кл. Анализ приведенных выше данных показывает, что качество обучения в 3-4 классах положительную динамику. Сравнительный анализ успеваемости 5-11 классов за пять лет 9 Учебный год Успеваемость Успеваемость (качество) Переведены в следующий класс 5-9 10-11 5-11 классы классы класс 5-9 10-11 5-11 класс классы классы 2014-2015 92,9 93,2 94 24,8 23,7 22,4 247 2015-2016 93,4 100 95 26,5 34,1 27 226 2016-2017 94,7 100 95 27,1 45,5 31 196 2017-2018 97,2 93,8 96 31,5 43,8 38 221 2018-2019 97,7 97,5 97,6 29,7 25 27 208 Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса Предмет 2016 2017 2018 Успеваемо Средня сть я оценка Успеваемо Средняя сть оценка Успеваем Средняя ость оценка 100% 3,66 100% 3,72 95 3,6,1 Математи 91% ка 3 88,24% 3,5 93 3,6 Англ. яз. 23% 3 100% 4,33 --- --- Литерату ра --- --- 58% 3 --- --- Физика 100% 3 --- --- 100 3 Химия --- --- --- --- --- --- Биология --- --- 100% 3 100 3,4 История 100% 4 --- --- --- --- Обществ ознание 86% 3,21 100% 3 100 3,4 Русский язык 10 Географи я 100% 3,16 66,67% 3 100 4,2 Динамика средней оценки по основным предметам ОГЭ Положительная динамика качества обучения по обществознанию, информатике и английскому языку. По остальным предметам в основном показаны стабильные результаты. 11 Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 класса (ЕГЭ) Предмет 2016 2017 2018 Успеваемос ть Средни Успеваемос й балл ть Средни Успеваемос й балл ть Средни й балл Русский язык 100 63 100 72 100 53,72 Математика базовая 100 4 100 4,33 100 3,54 Математика профильная 100 47 100 45 100 55 Английский язык 100 67 100 60,8 100 22 Физика 100 42 100 47 100 39.5 Химия 100 49 100 44 100 25 Информатика и ИКТ 100 33 100 46 100 34,8 Биология 100 43 100 39,5 100 10,6 История 100 54 100 37 100 46,25 Обществознан ие 100 47 100 54,33 100 34,71 География --- --- --- --- 100 22,25 Литература --- --- --- --- 100 58 Положительная динамика роста среднего балла по русскому языку, физике, информатике и ИКТ, обществознанию в 2017 году. Нестабильные результаты показаны по английскому языку, химии, биологии и обществознанию. 12 Развитие и обновление кадрового потенциала Деятельность администрации школы была направлена на поиск эффективных методов стимулирования деятельность педагогических работников школы во всех направлениях деятельности образовательной организации, соответствующих стратегии ее развития. Профессиональное образование педагогов Стаж работы Школа укомплектована педагогическими кадрами (98%), уровень образования педагогических работников соответствует требованиям занимаемых должностей. Педагоги школы активно принимают участие в работе методических семинаров и вебинаров, где знакомятся с основными направлениями современного образовательного и воспитательного процесса. Аттестация педагогов 13 Награды педагогов Сохранение и укрепление здоровья школьников Одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в школе условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. Процесс организации здоровьесберегающего обучения носит комплексный характер. 14 Преемственность и непрерывность обучения здоровому образу жизни на различных ступенях, уровнях образования обеспечивается: - проведением уроков физической культуры, 1-4 классы – 3 часа в неделю; 5-11 класс- 3 часа в неделю; - уроков основ безопасности жизнедеятельность, 7-11 класс- 1 час в неделю; Комплексный подход в оказании психолого-педагогической, медико-социальной поддержки различных групп обучающихся, воспитанников достигается через: Диагностическую деятельность; Коррекционную и развивающую работу; Психопрофилактику и психологическое просвещение; Социально-правовую защиту; Организационно-методическую работу; Оказание первой медицинской помощи; В течение каждого урока проводятся 1-2 физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорнодвигательной системы и мышц глаз. Анализ работы показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет детям более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности. Школа системно строит работу по взаимодействию с другими заинтересованными организациями по вопросам охраны и укрепления здоровья обучающихся 15 Информатизация УВП Для автоматизации процессов управления образовательным учреждением и взаимодействия всех участников образовательного процесса использовались следующие элементы единого информационного пространства образовательного учреждения: Официальный сайт ОУ https://3-3.dagestanschool.ru/ Личный кабинет https://lk-fisoko.obrnadzor.gov.ru Личный кабинет http://fis-frdo.ru Личный кабинет http://cabinet.miccedu.ru Использование перечисленных информационных ресурсов позволило: Вести мониторинг учебной деятельности и процесса успеваемости в электронном виде; Представлять данные для мониторинга образовательной организации непосредственно в информационную систему; Обеспечить общественность достоверной информацией о выпускниках; Обеспечить стабильное информационное взаимодействие с федеральной информационной системой обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования; Предоставить родителям (законным представителям) возможность получения информации о текущей успеваемости и посещаемости ребенка в электронном виде через Единый государственный портал госуслуг; Оптимизировать процедуру зачисления в образовательное учреждение; Создать систему электронного мониторинга состояния очереди будущих первоклассников; Технологическое и техническое сопровождение всероссийских проверочных и региональных диагностических работ; Обеспечить открытость деятельности образовательного учреждения; Реализовать права граждан на доступ к открытой информации при соблюдении норм профессиональной этики педагогической деятельности и норм информационной безопасность. В образовательном учреждении ведется работа по созданию комплексной системы защиты персональных данных в соответствии требованиям действующего законодательства в этой области: Выделены информационные системы персональных данных; Определено количество автоматизированных рабочих мест в каждой системе; 16 Приобретены, установлены и соответствующим образом настроены технические и программные средства защиты информации; Действуют аттестаты соответствия требованиям информационной безопасности. Все компьютеры образовательного учреждения объединены в локальную сеть с выходом в Интернет, подключенному по оптоволоконному кабелю со скоростью передачи данных 100 Мб/с. Совершенствована структурированная система хранения информации на базе файлового сервера с распределенным доступом. Воспитание и социализация обучающихся Основными направлениями воспитательной работы являются: гражданскопатриотическое, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, художественноэстетическое, профилактическое. Данные направления реализовывались через систему следующих традиционных мероприятий в школе: «День Знаний», «День Конституции», «Новый год», «День Матери», «8 марта», «Последний звонок», линейки Памяти, посвященные Дню защитника Отечества, Дню Победы и др. Воспитательная работа МКОУ «СОШ №3» строится в тесной связи с внешкольными учреждениями, такими как: детская и городская библиотеки, ДЮСШ, ДДТ, Школа искусств, Музыкальная школа, музеи города, СЮН, МКЦ. В 2018-2019 году ОУ принимало активное участие в городских программах: «Полный вперед», «Мы-россияне», «Я говорю-нет». В школе реализовывались программы внеурочной деятельности: Наименование объединения Уровень образования Наименование программы Срок Класс реализации обучающихся Художественно-эстетическое Вокальная студия Начальноесреднее «Поющий бриз» 3 год 3-7 класс ИЗО-студия «Палитра» Начальноесреднее «Палитра» 1 год 1-5 класс из 1 год 1-4 класс Студия Начальное бисероплетения «Чудеса из бисера» «Чудеса бисера» 17 Театральная Основное студия «Юный среднее актер» - «Юный актер» 1 год 5-11 класс Спортивно-туристическое Теннис «Быстрая ракетка» Основное «Быстрая ракетка» 1 год 5-9 класс Кружок «Эколята» Начальное «Эколята» 1 год 2-4 класс Легкая атлетика Основное «Олимпийцы» «Олимпийцы2 1 год 5-9 классы «Волонтеры 41 регион» 1 год 5-9 классы «Светофор» 1 год 2-4 классы Лидерское Волонтерское Основное объединение «Волонтеры 41 регион» Социально-педагогическое Кружок «Правила дорожного движения «Светофор»» Начальное Учащиеся принимают активное и результативное участие в мероприятиях не только школьного, но и муниципального уровней. Комплексная безопасность школы Мероприятия, касающиеся комплексной безопасности были реализованы по следующим направлениям: Охрана труда; Техника безопасности; Гражданская оборона и ЧС; 18 Антитеррористическая безопасность; Пожарная безопасность; Электрическая безопасность; Профилактика правонарушений; Психологическая безопасность; Санитарно-эпидемиологическая безопасность; Безопасность организации перевозок школьников; Профилактика травматизма; Профилактика дорожно-транспортных происшествий. В школе установлены камеры, работает тревожная кнопка, осуществляется контрольно-пропускной режим. 2.2. SWOT-анализ оценки уровня развития школы Для выявления потенциала развития образовательной системы школы был проведен SWOT-анализ, который позволил выявить ее сильные и слабые стороны (внутренние факторы), перспективные возможности и риски ее развития (внешние факторы). 2.2.1.Анализ внутренней среды № Факторы 1 Образовательные программы, реализуемые в учреждении Сильные стороны фактора Учебный процесс организуется в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО Слабые стороны фактора Недостаточная согласованность действий субъектов образовательного процесса из-за несбалансированности Разработаны АООП для прежних и новых учебноразных категорий воспитательных стратегий. обучающихся, Недостаточная активность и в том числе и по СИПР. неумение отдельных педагогов разработать программу Согласованная внеурочной преемственность деятельности, образовательных профильных курсов по программ дошкольного, предмету. начального, основного и Не в полном объеме общего образования. учитываются интересы обучающихся Недостаточно программ 19 элективных курсов по выбору для учащихся 9-11 классов. 2 Система дополнительного образования требует своего развития с точки зрения новых требований к результатам образования, построенных на компетентностном подходе. Степень освоения Высокая степень освоения в Недостаточный уровень ООП начальной школе, мотивации школьников к стабильное качество знаний учению и на уровне основного заинтересованность в общего и среднего общего получении высоких образования. отметок. Индивидуальный уровень Нестабильные результаты достижений, полностью обучения в основной и в соответствующий старшей школе. возможностям ребенка. Недостаточный уровень мотивации обучающихся к участию в олимпиадном, конкурсном движении и соревнованиях со стороны педагогов и родителей. Снизился уровень мотивации учащихся и педагогов к исследовательской деятельности Негативное отношение родителей к расширению объема самостоятельной работы ребенка для достижения 20 индивидуальных результатов. 3 Состояние здоровья обучающихся и качества медицинского обслуживания Ежегодный медицинский осмотр специалистами. Нехватка кружков и секций в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности для учащихся школы. Увеличение числа детей с ОВЗ при поступлении в 1 класс. Витаминизированное питание, отлаженное расписание работы школьной столовой. Просветительская работа педагогов, кл. руководителей на темы здоровьесбережения, Своевременная помощь в Увеличение числа детей с адаптации к школе, к ОВЗ, требующих уровням образования индивидуальной работы по коррекционным программам. 4 Психологопедагогическое сопровождение 5 Оценка материальнотехнических ресурсов 80 % кабинетов оборудованы в соответствии с требованиями к оснащению предметных кабинетов и Сан Пин. Создана локальная сеть 6 Кадровые ресурсы Стабильность Старение состава педагогического педагогического коллектива, коллектива. достаточно высокий профессиональный уровень педагогов. Приток молодых педагогов. Быстрое старение оборудования для высокооснащенных рабочих мест, не хватает средств для приобретения ЭОР, цифровых лабораторий. Недостаточное 21 стимулирование молодых педагогов, недостаточная социальная поддержка. Педагогический состав регулярно посещает курсы Не все педагоги школы повышения квалификации морально готовы к изменениям в подходах к обучению. 7 Сетевое взаимодействие с учреждениями системы образования, социальными партнерами Школа активно взаимодействует с социальными партнерами: Детская и библиотеки ДЮСШ Территориальная удаленность объектов от МКОУ «СОШ №3» городская Незаинтересованность партнеров, отсутствие должной мотивации ДДТ Школа искусств Музыкальная школа Музеи города СЮН МКЦ, 8 в целях реализации ООП и программы воспитания и социализации обучающихся. Информационная Уровень развития открытость информационной среды школы соответствует современным требованиям. Эффективное использование информационнообразовательной среды образовательного учреждения в решении профессиональных задач с Недостаточно используется информационная сеть для доступности новых образовательных ресурсов. Не всегда эффективна информационная сеть для информирования родителей («Электронный дневник» отсутствует). 22 применением ИКТ. 9 Рейтинговое положение системе образования города Отсутствие профильного класса и реализации образовательных программ, в связи с этим школа недостаточно пропагандирует свой инновационный опыт работы по организации образовательной среды, поэтому ее роль можно считать не до конца раскрытой в городе. в Конкуренция со стороны других образовательных учреждений - наличие других образовательных учреждений с инновационными образовательными программами, профильным обучением, находящихся на территории микрорайона 2.2.2. Анализ внешней среды В результате проведенного анализа были выявлены положительные и отрицательные факторы внешней среды, влияющие на развитие системы образования школы. Факторы Политические Положительные Цели развития школы соответствуют стратегическим целям развития образования в Российской Отрицательные Профилизация, персонализация и индивидуализация образовательного процесса заставляет осваивать 23 Федерации. Совершенствование системы школьного образования является одним из принципов государственной политики Социальные Технологические менеджмент в образовании. Предоставление спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для обучающихся на основе развития профильного обучения ограничено материальными возможностями школы и родителей. Конкурентными позициями Экономический кризис, школы высокая является наличие миграция населения приводит к высококвалифицированных снижению уровня жизни и педагогов, интеллектуальных запросов профильного обучения населения. Риск оттока молодых специалистов из-за материальной стороны, уровня заработной платы Увеличение количества проблемных обучающихся Внедрение ИК-технологий приводит к принципиальному изменению роли учителя в образовательном процессе, к необходимости качественно новой подготовки педагогических кадров. Особый акцент делается на деятельностные и здоровьсберегающие технологии, что требует изменения методик преподавания. Сдерживающим фактором развития школы может стать устаревшее оборудование, недостаток электронных образовательных ресурсов. Недостаточно качественное овладение новыми технологиями обучения со стороны педагогов. 24 Анализ внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на изменение в образовательной системе школы, позволяет определить наиболее общий подход к его стратегическому планированию. Проведенный SWOT-анализ позволяет оценить, что внешние возможности и риски не являются определяющими в развитии образовательной системы школы. Стратегия развития ориентирована на внутренний потенциал развития школы и инновационные технологии управления и обучения SWOT-анализ позволяет выделить приоритетную стратегию развития образовательной системы школы до 2025 года - реализация комплекса мероприятий для создания интерактивной мотивирующей образовательной среды для развития духовнонравственной, физически здоровой, свободной и творчески мыслящей личности, способной к самоопределению и саморазвитию. 3. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ Концепция развития школы на 2020-2025 год: • разработана в соответствии с основными направлениями государственной политики России в области образования, с государственными стандартами образования, стратегией развития воспитания, нормативными документами и проектами РФ, республики Дагестан, Уставом школы; • предусматривает совершенствование учебно-воспитательной, научнометодической, организационно-управленческой сфер деятельности школы; • исходит из того, что учащийся является полноценным субъектом учебновоспитательного процесса, поэтому главная задача педагогического коллектива состоит не только в совершенствовании собственно образовательного процесса, но и в организации полноценной, продуманной в деталях жизнедеятельности обучающихся. Педагогический коллектив школы строит свою деятельность на следующих гуманистических принципах: • обеспечение права личности на всестороннее развитие и самоопределение на основе признания самоценности индивидуальности каждого участника образовательного процесса; • взаимодействие взрослых и детей на основе доверия, уважения к человеческому достоинству каждого, выполнение международной конвенции о правах ребенка; • гуманизация педагогического общения, отказ от авторитарных методов в обучении и воспитании; • ценностное единство педагогического коллектива; • превращение педагогического пространства школы в комфортную среду, способствующую гармонизации внутреннего мира педагогов и учащихся, создающую атмосферу для творчества; • реализация личностно-ориентированной модели обучения и воспитания учащихся. 25 Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала. У выпускника школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу. Поэтому необходим переход к образовательной модели школы с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности, основанной на системнодеятельностном подходе в управлении и реализации образовательного процесса. Ключевой характеристикой такого образования становится не система знаний, умений, навыков сама по себе, а система ключевых компетентностей в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Цель Программы развития - Создание интерактивной мотивирующей образовательной среды для развития духовно-нравственной, физически здоровой, свободной и творчески мыслящей личности, способной к самоопределению и саморазвитию. Задачи Программы развития: 1. Обеспечить качественное исполнение Федерального государственного образовательного стандарта и доступность образования для всех групп обучающихся. 2. Создать и реализовать модель интерактивной мотивирующей образовательной среды, обеспечивающей возможности всестороннего развития личности, принятия духовно-нравственных, гражданско-патриотических, социальных ценностей. 3. Расширять систему педагогического роста и механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию в соответствии с требованиями профстандартов РФ в сфере образования 4. Систематизировать работу по обеспечению социально-психологопедагогического сопровождения учащихся (в т.ч. с ОВЗ), развитию благоприятных психологических условий образовательной среды. 5. Сформировать активную жизненную позицию обучающихся через вовлечение их в общественно-значимую деятельность и систему дополнительного образования. 6. Создать условия для профессионального самоопределения обучающихся посредством организации системы ранней профориентационной работы. 7. Развивать партнерскую сеть в образовательном учреждении и реализацию совместных проектов сети, как следствие - превращение школы в открытый социальный институт. 8. Создать образовательную среду, обеспечивающую сохранение здоровья, социальную комфортности. Социально-педагогическая миссия школы: 26 создание условий для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся в соответствии с их индивидуальными возможностями в условиях воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию духовнонравственной, физически здоровой, свободной и творчески мыслящей личности, способной к самоопределению и саморазвитию. Выполнение социально-педагогической миссии школы должно осуществляться за счѐт реализации следующих направлений и задач деятельности педагогического коллектива школы: - ориентация содержания образования на приобретение обучающимися ключевых компетентностей, адекватных социально-экономическим условиям: поэтапный переход на новые образовательные стандарты с соблюдением преемственности всех уровней образования; - повышение профессиональных компетенций, творческого и организационного потенциала педагогов школы; - развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся; сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование потребности в здоровом образе жизни; - совершенствование системы внутришкольного управления на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий; формирование у школьников социума позитивного образа школы, учителя и процесса обучения; - бережное отношение к традициям школы, создающим еѐ неповторимость и привлекательность в течение многих лет; развитие воспитательного потенциала школы. Проектируемые существенные изменения образовательной системы школы должны привести к достижению нового качества образования, повышению доступности качественного образования, более эффективному использованию имеющихся ресурсов. 27 Модель школы – 2025 1)школа предоставляет учащимся качественное образование, соответствующее требованиям Федеральных государственных стандартов второго поколения, что подтверждается через независимые формы аттестации; 2)выпускники школы конкурентоспособны в системе высшего и среднего профессионального образования; 3)в школе действует воспитательная система культурно-нравственной ориентации, адекватная потребностям времени; 4)деятельность школы не наносит ущерба здоровью учащихся, в ней они чувствуют себя безопасно и защищены от негативных влияний внешней среды; 5) в школе работает высокопрофессиональный творческий педагогический коллектив; 6) педагоги школы применяют в своей практике современные технологии обучения; 7) школа имеет эффективную систему управления, обеспечивающую не только ее успешное функционирование, но и развитие, используются механизмы государственно-общественного управления школой; 8) школа имеет современную материально-техническую базу и пространственно-предметную среду, обладает необходимым количеством ресурсов для реализации ее планов; 9) школа имеет широкие партнерские связи с системой дополнительного образования и учреждений города 10) школа востребована потребителями, они удовлетворены ее услугами, что обеспечивает ее лидерство на рынке образовательных услуг. 11) в школе организовано профильное обучение по направлению с углубленным изучением физики и математики. 28 Модель педагога – 2025 1) наличие высокого уровня общей, коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации сложной коммуникации, осуществляемой в режиме диалога; 2) способность к освоению достижений теории и практики предметной области: к анализу и синтезу предметных знаний с точки зрения актуальности, достаточности, научности; 3) стремление к формированию и развитию личных креативных качеств, дающих возможность генерации уникальных педагогических идей и получения инновационных педагогических результатов; 4) готовность к совместному со всеми иными субъектами педагогического процесса освоению социального опыта; 5) принятие понятия профессиональной конкуренции как одной из движущих идей развития личности педагога; 6) наличие культуры педагогического менеджмента в широком смысле, то есть стремление к самоопределению в ситуации ценностного выбора и к принятию ответственности за конечный результат педагогического процесса, что определяет профессиональную успешность в условиях конкуренции; 29 Модель выпускника - 2025 года Компетентная, социально интегрированная и мобильная личность, способная к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях современного общества. Компетенции выпускника ПредметноДеятельностноЦенностноинформационные коммуникативные ориентированные умение работать с способность знание норм, учебной субъектов ценностей, традиций информацией; образовательного культуры; критическое ее процесса к система отношений к восприятие; сотрудничеству, к миру, к себе, к преобразование творчеству обществу, ее из для достижения основанная на виртуальной в конкретных задач; потребностях, вербальную и умение управлять мотивах, наоборот. собой, эмоциональноанализировать и ценностных организовывать ориентациях деятельность; личности принимать рациональные решения. Показателем сформированности выделенных компетенций являются следующие качества личности: -духовность, гуманистическая направленность, толерантность; -мобильность, самостоятельность в принятии решений, ответственность, способность к сознательному выбору -коммуникабельность, социальная активность, умение сотрудничать; - креативность, созидательность и конструктивность мышления. Выпускник школы – это: - личность, устойчивая в сложных социально-экономических условиях; -личность, готовая к социальному, гражданскому и профессиональному самоопределению; -личность, отличающаяся высоким самосознанием, ориентированным на человеческие ценности, ставшие личными убеждениями и жизненными принципами; -личность, отличающаяся физическим, духовным, нравственным и психологическим здоровьем; -личность, отличающаяся широкой образованностью, способная к самостоятельному освоению знаний, проявляющемуся в виде непрерывного самообразования, ставшего потребностью, привычкой жизни; -личность, отличающаяся гражданской активностью, инициативностью и30 ответственностью. 4. Дорожная карта реализации Программы развития 4.1. Ресурсное обеспечение Программы развития Кадровые ресурсы Педагогические ресурсы (педагогические работники школы): • изучают документы реализации, • используют новые технологии в учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающие результаты, обозначенные в стандарте нового поколения • организуют проектную и исследовательскую деятельность обучающихся, • обеспечивают взаимодействие с родителями. Профессиональные сообщества ОУ (педагогический совет, школьные методические объединения учителей, творческие группы учителей): • выносят решения по результатам реализации Программы. Рабочая группа по обеспечению процесса реализации Программы (директор, заместители директора): • координирует деятельность всех участников образовательного процесса, участвующих в реализации Программы, • обеспечивает своевременную отчетность о результатах ведения, • делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит коррективы, • обеспечивает создание условий для эффективной реализации Программы, • проводит мониторинг результатов ведения, • вырабатывает рекомендации на основании результатов реализации Программы. • обеспечивает предоставление всех необходимых для реализации Программы содержательных материалов для изучения всеми участниками реализации документов, • проведение семинаров и совещаний с участниками ведения в рамках инструктивнометодической работы на опережение, • оказание консультативной и методической помощи учителям. Материально-технические ресурсы 31 За последние годы была проведена большая работа по благоустройству школы. С введением стандартов образования школа пополнила материально-техническую базу компьютерами, мультимедийной техникой. Информационные ресурсы • локальная сеть в школ • подключение к Интернет • развивающееся открытое информационное пространство в школе, • сайт ОУ - информирование социума, коллектива учителей, родителей, обучающихся о работе ОУ, о характере преобразований в школе • электронный журнал • электронный дневник. Нормативно-правовые ресурсы • утвержденные комплексно-целевые программы, обеспечивающие внедрение программы развития школы; • Устав школы; • документы, регламентирующие формы стимулирования и поощрения результативной деятельности учителей; • положения о работе педагогического совета, методических объединений учителей, Управляющего Совета, Совета старшеклассников; • документы, регламентирующие функциональные обязанности по должности. Программно-методические ресурсы • • • • образовательные программы НОО, ООО, СОО учебные планы, учебные программы, используемые в образовательном процессе, программы элективных курсов, 32 • программы внеурочной деятельности, • программы дополнительного образования; • банк методических материалов, позволяющих обеспечить качественное предметное обучение в профильных и базовых классах. Мотивационные ресурсы • система стимулирования результативной деятельности учителей (через формы материального и морального поощрения); • система стимулирования результативной деятельности обучающихся; • мотивационная работа среди родителей и обучающихся о необходимости внедрения преобразований в школе. Финансовые ресурсы • текущее финансирование за счет бюджетных средств, необходимых для устойчивого функционирования школы и дополнительное финансирование из внебюджетных источников (спонсорская помощь, добровольные пожертвования). 4.2. Финансовый план реализации Программы развития Финансовая модель развития школьной системы образования опирается на следующие источники финансирования: 1) средства федерального бюджета; 2) средства субъекта Российской Федерации; 3) дополнительные привлечѐнные средства (сдача помещений в аренду) 4.3. Управление реализацией Программы развития Успешность реализации Программы определяется: эффективной структурой управления Программой, в состав которой входят администрация школы, педагогический совет; используемыми современными подходами и методами управления: стратегическое и текущее планирование, управление рисками, управление инновациями и др.; 33 активным вовлечением в процессы управления Программой педагогических работников, родительской общественности, социальных партнеров и независимых экспертов; качеством планирования программных мероприятий, проработанностью и согласованностью планов реализации мероприятий, персональной ответственностью должностных лиц за выполнение запланированных мероприятий в полном объеме и в установленные сроки. 5. Реализация мероприятий подпрограмм 5.1. Мероприятия и предполагаемые результаты подпрограммы «Современная школа» Проект «Дорожная карта «ФГОС СОО: от внедрения до результата» Цель: Обеспечение высокого качества образования на всех образовательных уровнях для обучающихся с различными образовательными потребностями в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Задачи: Создание организационных, кадровых, психолого-педагогических, материальнотехнических и иные условий, способствующих внедрению ФГОС на всех уровнях обучения. Нормативно-организационное и информационное обеспечение перехода на ФГОС среднего общего образования. Формирование оптимальной модели предпрофильной и профильной подготовки обучающихся, обеспечивающей расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий. Циклограмма мероприятий Мероприятие Сроки Содержание 34 Разработка и утверждение плана графика введения ФГОС СОО. Май 2020 Разработка и утверждение ООП СОО В соответствии с требованиями ФГОС. Май 2020 Разработка учебного плана на уровень СОО в соответствии с требованиями ФГОС. Май 2020 Определение перечня учебников и учебных пособий для осуществления образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО, СОО. Разработка рабочих программ по предметам учебного плана на Уровень СОО в соответствии с требованиями ФГОС. Изучение запросов обучающихся, родителей (законных представителей) по вопросам организации внеурочной деятельности на уровне СОО. Анализ внутренних и внешних ресурсов Учреждения по организации внеурочной деятельности на уровне СОО. Прохождение курсовой переподготовки педагогами основного и среднего уровня образования по вопросам Май 2020 Май 2020 Сентябрь 2020 2020-2021 2020-2021 Утверждение дорожной карты (плана-графика) введения ФГОС СОО. Разработка Основной образовательной программы СОО в соответствии с ФГОС. Согласование Учебный план СОО, разработанный в соответствии с ФГОС. Наличие утвержденного и обоснованного списка учебников и учебных пособий для реализации ФГОС разного уровня. Рабочие программы по предметам учебного плана. Аналитическое обоснование проектирования плана внеурочной деятельности на уровне СОО Возможное изменение штатного расписания Учреждения, заключение договоров с социальными партнерами с целью привлечения внешних ресурсов для организации внеурочной деятельности на уровне СОО. План-график прохождения курсовой переподготовки педагогов по вопросам введения ФГОС СОО. 35 введения ФГОС СОО. Внедрение внутренней системы оценки качества образования. Создание системы оценки образовательных достижений обучающихся, предусмотренных ФГОС СОО. Разработка и реализация программы мониторинга сформированности УУД на уровне СОО. Организация и проведение теоретико-практических семинаров, заседаний творческих групп, ориентированных на реализацию отдельных направлений ООП в рамках введения ФГОС СОО. Обеспечение возможности выбора индивидуального образовательного маршрута на всех уровнях образования в условиях реализации ФГОС. 2020-2021 2020-2021 Организация работы с портфолио обучающихся. 2020-2021 Организация и проведение мониторинговых процедур. 2020-2021 Подготовка методических материалов, проведение семинаров, вебинаров. 2020-2021 Учет индивидуальных запросов обучающихся, реализация ИУП. Проект «Система управления качеством образования» Цель: Создание комплекса условий, обеспечивающих школьникам необходимый уровень образованности и воспитанности; реализация социального заказа на воспитание гражданина, семьянина, специалиста; достижение школьниками высоких результатов обучения (соответствие образовательным стандартам). Задачи: Для администрации школы: повышение качества образовательного процесса, обеспечение конкурентоспособности школы; разработка системы корректирующих и предупреждающих действий. Проведение внутренних аудитов и самооценки; 36 мониторинг изучения удовлетворѐнности образовательным процессом; совершенствование содержания и технологии внутришкольного контроля; организация общественной оценки качества образования; отработка механизмов взаимодействия школы с социальными партнерами; совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения управления; Для учителей школы: использование инновационных методов преподавания; создание новой практики обучения и внеучебных форм образования; реализация дифференцированного и личностно ориентированного подхода к обучению различных категорий учащихся. Для учащихся школы: освоение новых областей знаний; применения метапредметного подхода; приобретение новых навыков для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Важным условием повышения качества образовательного процесса является повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с новыми требованиями к уровню их профессионализма. Достижение высокого качества образования невозможно без тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Связь школы с родителями, общественностью, руководящими и координирующими структурами обеспечивается за счет современных интернет-сервисов на школьном сайте. Предусмотренные программой задачи модернизации содержания и технологий образования, развития кадрового потенциала не могут быть реализованы без масштабного методического сопровождения. При этом сама методическая служба школы требует внедрения современных методов управления знаниями, использования информационнокоммуникационных технологий, организации сетевого профессионального взаимодействия. В рамках подпрограммы необходимо обеспечить эффективное использование единого информационного пространства школы ресурсов для решения практических задач участников образовательного процесса. Для решения всех перечисленных задач созданы условия: имеется возможность достигнуть высокого уровня информатизации образовательных услуг; созданы условия для оперативного обмена информацией между участниками образовательного процесса; обеспечен свободный доступ учащихся, их родителей, педагогов к информационным ресурсам. Проблемы, требующие решения: требуется развитие системы дистанционного взаимодействия участников 37 образовательного процесса. Качество образования - это соответствие образовательного стандарта условиям оказания образовательной услуги, ожиданиям местного сообщества, самих обучающихся и их родителей. Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса. Изменение целей образования и условий его получения тесно связано с изменением подходов к определению и оценке качества образования. В этих условиях создание системы мониторинга и статистики образования, которая обеспечит сообщество необходимой информацией о состоянии образования в школе, становится объективной необходимостью. Показатели качества обучения в школе: достижение учащимися Федерального государственного образовательного стандарта; достижение учащимися высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом (позитивная динамика уровня обученности или отсутствие отрицательной динамики); стабильность и рост качества обучения (позитивная динамика качества знаний учащихся за последний год); увеличение числа учащихся, принимающих участие, а также победивших в предметных олимпиадах и других предметных конкурсных мероприятиях школьного, муниципального и прочих уровней; увеличение количества творческих и исследовательских работ учащихся, представленных на различных уровнях; посещаемость занятий дополнительного образования; активность учащихся в жизни класса, школы и окружающего социума посредством участия в школьном научном обществе и самоуправлении; сформированность правового поведения в классах; увеличение успешно социализирующихся детей группы риска; знание и уважение культурных традиций, проявление межнациональной толерантности; владение навыками устного и письменного общения, информационная культура; способность к профессиональному самоопределению, готовность к непрерывному образованию; увеличение количества учащихся, участвующих в спортивных мероприятиях различного уровня. Общий уровень воспитанности школьника определяется на основе выведения среднего 38 оценочного балла, складывающегося из: - самооценки школьника; - оценки классного руководителя; - оценки родителей; - взаимооценки школьников (одноклассников) по всем критериям отслеживания. Ориентируясь на показатели качества образования, учитель формирует портфолио образовательных достижений учащихся, полученных в результате его профессиональной деятельности. Оценка качества образовательного процесса является личностно-ориентированной и основана на учете индивидуальных достижений учащихся. Учет индивидуальных достижений учащихся осуществляется в следующих формах: с помощью школьной мониторинговой системы качества образования (в школе будут проводится диагностические работы в системе СтатГрад, а также мониторинги и независимые диагностики, в том числе и ВПР: все отчеты своевременно заполняются и отправляются учителями в систему; ведется учет индивидуальных достижений учащихся как по итогам выполненных диагностических работ, так и по результатам олимпиад и конкурсов); с помощью электронного дневника; Эффективность работы педколлектива оценивается по следующим параметрам: ведение занятий дополнительного образования; руководство индивидуальными и групповыми проектами обучающихся; индивидуальная работа со слабоуспевающими; индивидуальная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья; проведение предметных недель; работа с одарѐнными детьми; знание содержания и концепции «Профессионального стандарта педагога»; обобщение и распространение педагогического опыта (проведение открытых уроков, выступление в семинарах, совещаниях, конференциях, педсоветах, заседаниях ШМО); использование современных образовательных технологий или их компонентов (развивающее и разноуровневое обучение, исследовательские методы, зачѐты, игровые методы, ИКТ); - участие в профессиональных конкурсах; повышение квалификации и профессиональной подготовки. Подпрограмма включает следующие мероприятия: 39 1. Формирование оптимальной функциональной системы управления. Реализация данного мероприятия включает: совершенствование нормативно-правовой базы; развитие механизмов участия родительской общественности в формировании, экспертизе и контроле реализации управленческих решений; развитие моделей управления качеством образовательных услуг, предоставляемых школой. 2. Организационно-техническое обеспечение деятельности системы образования. Реализация данного мероприятия включает: оптимизацию и повышение качества выполнения функций в части содержания материально-технической базы школы; внедрение механизмов повышения энергоэффективности. 3. Информатизация и автоматизация системы управления образованием. Реализация данного мероприятия включает: перевод части услуг, связанных с комплектованием школы, в электронный вид; автоматизацию и информатизацию административно-хозяйственной деятельности школы; создание информационно-коммуникационной среды для реализации управленческих решений и осуществления общественного контроля за деятельностью школы; создание защищенной системы электронного документооборота. 4. Развитие механизмов информирования и обратной связи школы с населением. Реализация данного мероприятия включает: развитие сайта школы, информирование и обратную связь с населением, обеспечение полноты и своевременности размещения на сайте информации, удобство использования; развитие практики публичной отчетности школы о состоянии и перспективах развития учреждения; организация взаимодействия со средствами массовой информации по вопросам информирования населения; 5. Организационно-методическое и информационное сопровождение деятельности школы. Реализация данного мероприятия включает: модернизацию деятельности Методического совета и Методических объединений школы; модернизацию технологий выявления, хранения и распространения знаний; формирование культуры и механизмов обмена знаниями в системе образования (сетевые сообщества, форумы, конференции); организацию внутришкольной системы повышения квалификации педагогов. 6. Информационное и экспертно-аналитическое обеспечение управления 40 качеством услуг в сфере образования. Реализация данного мероприятия включает: модернизацию механизмов сбора и обработки статистической информации; издание статических и информационно-аналитических материалов; проведение аналитических работ по актуальным проблемам развития школы; разработку и внедрение системы целевых показателей результативности управления школой; 7. Организация внутришкольного контроля. Реализация данного мероприятия включает: развитие традиций использования городской мониторинговой системы СтатГрад и независмых диагностик ЦОКО; 8. Развитие инновационной деятельности школы. Реализация данного мероприятия включает: нормативное, организационное и информационное обеспечение деятельности инновационных площадок; стимулирование создания новых технологий и методик воспитания и обучения, электронных цифровых ресурсов; развитие эффективных механизмов обмена опытом в области инновационных разработок педагогов школы; мониторинг результативности и эффективности инновационной деятельности в школе. 9. Развитие сотрудничества школы с социальными партнерами. Реализация данного мероприятия включает: участие школы в реализации окружных, городских, всероссийских, международных и межрегиональных проектов в сфере образования; развитие партнерства с учреждениями профессионального образования, учреждениями культуры, здравоохранения. 10. Развитие платных образовательных услуг в системе дополнительного образования школы. Реализация данного мероприятия включает два основных направления: разработку нормативно-правовой базы; разработку системы финансово-экономического стимулирования работы педагогов по оказанию платных образовательных услуг. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы: 100%-ая успеваемость и высокое качество обучения в школе; повышение среднего балла по предметам учебного плана на ОГЭ и ЕГЭ. сохранность контингента; высокий уровень воспитанности учащихся; победы учащихся в конкурсах, олимпиадах соревнованиях; достижение учащимися образовательных результатов, необходимых для 41 успешной социализации, в соответствии с Федеральными образовательными стандартами; высокие результаты профессионального самоопределения учащихся после школы; высокий уровень мотивации учащихся к учебной деятельности; удовлетворенность родителей и учащихся качеством образовательных услуг, предоставляемых школой; доступность качественных услуг психологической помощи всем обучающимся, испытывающим потребность в данных услугах; рост заработной платы педагогов; развитие системы самоуправления, реализующей государственнообщественный характер управления школой. снижение уровня и количества конфликтных ситуаций. Мониторинг ожидаемых результатов: анализ успеваемости и качества учебной деятельности учащихся по итогам четверти (1 раз в четверть); мониторинг мотивации учащихся к образовательной деятельности (ежегодно 2 раза в год); мониторинг удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса (ежеквартально по показателям качества); анализ профессионального самоопределения выпускников (ежегодно). 5.2. Мероприятия и предполагаемые результаты подпрограммы «Успех каждого ребенка» Цель: создание благоприятных условий для развития положительных черт личности: интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей, развитую личность на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально- культурных традиций. Задачи: совершенствование системы выявления и сопровождения творческих детей, в том числе и детей ОВЗ, их психолого-педагогической поддержки; создание базы данных достижений высоко мотивированных и талантливых учащихся; 42 создать условия для эффективного взаимодействия с семьѐй в интересах полноценного сохранения и развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся. Циклограмма мероприятий Мероприятие Проведение школьного этапа ВОШ 5-11 классы; Проведение предметных олимпиад для учащихся 2-4 классов; Проведение предметных олимпиад для учащихся 1 классов Выявление склонности учащихся на всех этапах обучения к исследовательской деятельности Сроки В течение учебного периода Содержание Участие обучающихся в научно-практических конференциях (очных и заочных), конкурсах и олимпиадах. Создание мотивации достижения для учащихся. В течение учебного периода Организация проектирования и исследовательской деятельности учащихся как средство их личностного развития. В течение учебного периода Определение инновационного потенциала педагогического коллектива. В течение учебного периода Расширение использования в образовательном процессе моделей взаимодействия школы и высших учебных заведений по реализации образовательных программ старшей ступени, ориентированных на развитие В течение учебного периода Диагностика учащихся на предмет одаренности; Проведение интеллектуальных игр по параллелям и по предметам Обучающие семинары по написанию проекта или научно-исследовательской работы; Организация школьной научно-практической конференции; Мастер-классы, практические семинары, реализуемые в проекте «Мой опыт работы с одарѐнными детьми» ведение элективных курсов, дополнительных программ по предметам Привлечение специалистов ВУЗов для работы с педагогами и учащимися; заключение договоров 43 одарѐнности и профессионального самоопределения обучающихся. Организация раннего выявления и поддержки детей с задатками творческой одаренности; мониторинг условий и результатов учебной деятельности и участия в олимпиадном движении. Развитие взаимодействия с семьей одаренного ребенка Создание системы дополнительного образования как условия самореализации и саморазвития. Создание условий психологомедико-социального сопровождения одаренных детей. Повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми. В течение учебного периода Формирование банка данных «Одаренный ребенок»; разработка пакета диагностик для выявления индивидуальных потребностей учащихся. В течение учебного периода Создание информационной базы по проблемам одаренности детей. Выступление педагогов в научных, научнопрактических конференциях разного уровня. В течение учебного периода Увеличение числа педагогов, владеющих современными методами работы с одаренными детьми. Создание условий для оказания одаренным детям социальной, психологической, медицинской помощи. В течение учебного периода Творческие конференции для обучающихся по защите научноисследовательских работ и проектов. В течение учебного периода Отчет о результатах участия обучающихся в предметных олимпиадах, смотрах, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях различного уровня. Проектные и научноисследовательские работы обучающихся. Ожидаемые результаты: разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм для одарѐнных детей; организация олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований; 44 приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников; приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарѐнных детей; привлечение широкого круга специалистов для помощи одарѐнным детям в самореализации в соответствии со своими индивидуальными способностями. 5.3. Мероприятия и предполагаемые результаты подпрограммы «Современные родители» Цель: Профилактика проявления девиантного и деликвентного поведения, формирование навыков бесконфликтного общения в школьном возрасте. Задачи: Укрепление внутрисемейных связей. Оптимизация детско-родительских отношений. Содействие созданию эмоционально благоприятной атмосферы в семье для успешного воспитания и развития ребенка. Повышение педагогической и психологической компетентности родителей. Развитие навыков продуктивного взаимодействия детей и их родителей. Методы повышения педагогической культуры родителей: организация исследования родителями (целенаправленного изучения) тестов психолого-педагогического и нормативно-правового содержания, опыта других родителей; информирование родителей специалистами (педагогами, педагогамипсихологами, социальным педагогом и т.п.); организация «переговорных площадок» - места встречи родителей, школьников, учителей для согласования интересов, позиций и способов взаимодействия по решению конкретных вопросов, открытое обсуждение имеющихся проблем; организация предъявления родителями своего опыта воспитания, своих проектов решения актуальных задач помощи ребенку; проигрывание родителем актуальных ситуаций для понимания собственных стереотипов и барьеров для эффективного воспитания; организация преодоления родителями ошибочных и неэффективных 45 способов решения задач семейного воспитания младших школьников; организация совместного времяпрепровождения родителей одного ученического класса; преобразования стереотипов взаимодействия с родными близкими и партнерами в воспитании и социализации детей. Ведущей формой повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся является родительское собрание, которое обеспечивает как информирование, «переговорную площадку», так и психолого-педагогический тренинг. Циклограмма мероприятий Ответственный Сроки № Мероприятия программы исполнения п/п 1. Организационные мероприятия 1 Подготовка социального Сентябрь Социальный паспорта школы, классов (ежегодно) педагог, классные руководители 2 Планирование родительских Сентябрь Заместитель собраний в школе и классах (ежегодно) директора по ВР, классные руководители 3 Выборы состава родительских комитетов в школе и классах Сентябрь (ежегодно) Заместитель директора по ВР, классные руководители 4 Разработка планов родительского Сентябрь Классные руководители всеобуча по классам (ежегодно) 2. Радел 1. Психолого-педагогическое просвещение родителей 1 Организация и проведение 1 раз в четверть Заместитель родительского всеобуча директора по ВР, классные руководители Организация и проведение 1 раз в четверть классных родительских собраний 3 Организация и проведение Не реже 1 раза общешкольных в полугодие родительских собраний 4 Изучение семей, обучающихся В течение всего (психологической атмосферы периода 2 Классные руководители Заместитель директора по ВР Социальный педагог, классный руководитель 46 семьи и семейных отношений) 5 Индивидуальная работа с В течение всего родителями (законными периода представителями): -собеседование классного руководителя с родителями (законными представителями); -консультации педагогапсихолога; -социальная поддержка многодетных и малообеспеченных семей 6 Диагностика уровня Апрель удовлетворенности родителей (законных представителей) образовательным процессом 7 Организация работы В течение всего родительского комитета школы и года классов 2. Раздел 2. Сотрудничество 1 Организация и проведение Дня Ежегодно открытых дверей 2 Участие родителей (законных Согласно плану представителей) в подготовке и воспитательной проведении общешкольных работы, плану мероприятий: работы -спортивные праздники; дошкольной -концерт, посвященный Дню ступени на год матери, Дню 8 Марта. новогодние утренники; праздник прощания с начальной школой, дошкольной ступенью; конкурсы; мастер-классы; школьные, муниципальные, региональные, всероссийские конкурсы. 3 Привлечение родителей В течение года (законных представителей) – выпускников школы для сохранения и приумножения школьных традиций Социальный педагог, педагог- психолог, классные руководители Педагог-психолог Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР, старший воспитатель Заместитель директора по ВР, классные руководители 47 4 Участие родителей в подготовке В течение года Классные и проведении классных руководители мероприятий 2. Раздел 3. Работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации 1 Обновление банка данных детей, В течение года Социальный оказавшихся в трудной педагог жизненной ситуации 2 Составление индивидуальных Сентябрь Социальный планов работы с учащимися, педагог проживающими в семьях, находящихся в социально опасном положении 3 Осуществление систематического Постоянно Заместитель контроля за посещаемостью, директора по ВР, дисциплиной и успеваемостью социальный детей из семей, находящихся в педагог, педагог- психолог, социально опасном положении классные руководители 4 Организация психологической Постоянно Заместитель помощи, консультации для директора по ВР, учащихся и родителей из семей, социальный находящихся в социально педагог, педагогопасном положении психолог, классные руководители 5 Проверка условий жизни По плану и по Социальный учащихся в семьях, находящихся мере педагог, классные в социально опасном положении; необходимости руководители составление актов обследования жилищно- бытовых условий 6 Проведение заседания Совета По мере Заместители профилактики необходимости директора, социальный педагог, педагогпсихолог, классные руководители 7 Вовлечение обучающихся из В течение Социальный семей, находящихся в социально учебного года педагог, классные опасном руководители положении в кружки и спортивные секции 8 Привлечение инспектора ПДН к По плану и по Социальный педагог работе с семьями, находящимися мере в социально необходимости 48 опасном положении 10 Работа Консультативного центра методической, психологопедагогической, медикосоциальной, диагностической и консультативной помощи родителям 11 Реализация комплекса обучающих модулей для родителей детей-инвалидов по вопросам здоровья, развития, коррекции, обучения, воспитания. В течение года Зам директора по ВР В течение года Зам директора по ВР Ожидаемые результаты работы, их социальная эффективность Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни. Улучшение микроклимата в семье. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком. Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям. 5.4. Мероприятия и предполагаемые результаты подпрограммы «Цифровая образовательная среда» Цели: Развитие информационной культуры участников образовательного процесса – учащихся, их родителей, педагогов. Повышение качества образовательного процесса на основе использования информационных технологий. Активизация творческой и мыслительной деятельности учащихся, развитие способности и стремления к самообразованию на основе новых информационных технологий. Задачи: Постоянное развитие материально-технической базы школы в соответствии 49 с современными требованиями. Организация инновационной деятельности педагогов в области информатизации образовательного процесса: дистанционного обучения, личных Интернет-ресурсов, создания авторских электронных дидактических пособий. Организация проектной деятельности учащихся в области интеграции информационных технологий с другими образовательными областями. Создание условий для оперативного доступа необходимой информации, касающейся организации работы школы, всех участников образовательного процесса. Осуществление оперативной связи с внешними источниками информации – вышестоящими организациями, образовательными институтами и учреждениями. Основные мероприятия: Работа с педагогами 1.Изучение учителями новых образовательных стандартов; 2.Проведение презентаций образовательных Интернет-ресурсов и новых компьютерных программ для учителей школы по мере их поступления. 3.Создание Интернет – страниц (сайтов) учителей. 4. Организация обмена опытом работы по проблеме использования информационных технологий между педагогами школы, а также демонстрация передового опыта на внешнем уровне. 5. Обучение педагогов трансляции своего опыта на различных Развитие материальной базы информатизации 1.Увеличение количества компьютерных классов для организации работы с обучающимися в классе. 2.Создание единого информационного пространства, в котором будут все рабочие ПК педагогов, библиотека, специалисты. Работа с учащимися 1.Развитие системы дистанционных образовательных услуг для обучающихся. 2.Организация работы факультативов и кружков по информатике и информационным технологиям для занятий с обучающимися. 3.Организация научнопрактической, проектной, исследовательской и творческой деятельности учащихся в области информационных технологий, проведение научно-практических конференций учащихся, участие в конкурсах различного уровня по информатике и информационным технологиям. 4.Организация работы кабинета информационных 50 образовательных интернет- ресурсах. 6.Организация открытых уроков с использованием информационных технологий. 7.Обеспечение работы педагогов в ГИС «Сетевой город. Образование». 8. Привлечение и подготовка учителей к участию в профессиональных интернет-конкурсах информационнотехнологической направленности. 9.Проведение вебинаров для учителей через интернетресурсы школы. технологий для проведения уроков с использованием ИТ по всем учебным предметам, для подготовки учащихся к ЕГЭ, ОГЭ. 5.Участие учащащихся в интернет-олимпиадах, форумах, конференциях, вебинарах. 6.Информационноаналическая деятельность: развитие школьного сайта. 7.Обеспечение мониторинговых мероприятий в системе СтатГрад, ФИСОКО. Формы мониторинга: № Мероприятие 1 Проверка состояния материально-технической компьютерной базы. 2 Мониторинг уровня информационной культуры педагогов. 3 Анализ использования новых информационных технологий в образовательном процессе. 4 Анализ результатов участия учащихся школы в конкурсах по информатике и информационным технологиям. 5 Анализ работы школьной библиотеки Сроки ежегодно 2 раза в год (в сентябре и мае) 1 раз в полугодие ежегодно ежегодно 51 Внутришкольный контроль по проблеме организации изучения информатики и ИТ. Внутришкольный контроль по проблеме организации дополнительного образования в области информатики и ИТ. 6 7 По плану внутришкольного контроля По плану внутришкольного контроля Ожидаемые результаты: обеспечение полного и свободного доступа учащихся и сотрудников школы к компьютерной технике в целях эффективной работы с информацией в процессе образовательной деятельности; повышение эффективности административной работы за счет экономии рабочего времени; высокий уровень информационной культуры всех участников образовательного процесса; повышение уровня познавательной активности и школьной мотивации учащихся; увеличение доли самостоятельной работы учащихся в процессе обучения; полная и своевременная информированность учащихся, их родителей и сотрудников школы о жизни школьного коллектива, о ходе образовательного процесса, о проблемах и достижениях школы, о требованиях и рекомендациях педагогов в отношении учащихся и их родителей. 5.5. Мероприятия и предполагаемые результаты подпрограммы «Учитель будущего» Цель: Формирование конкурентоспособного педагогического коллектива, организация непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения профессиональной квалификации как основного условия повышения качества образования. Задачи: Совершенствование системы психолого-педагогической поддержки педагогических кадров, предполагающей интеграцию возможностей систем дополнительного профессионального педагогического образования, методической работы в МКОУ «СОШ №3» и самообразования педагогов. Совершенствование системы управления профессионально-личностным ростом педагогического коллектива, ориентированного на получение результата, 52 удовлетворяющего требованиям современного образования. Обеспечение условий для освоения и реализации педагогами новых образовательных технологий, реализующих системно-деятельностный, конвергентный и компетентностный подход в обучении. Увеличение численности педагогических работников МКОУ «СОШ №3», прошедших аттестацию на присвоение квалификационной категории или подтверждение соответствия занимаемой должности. № 1. Мероприятие Аттестация педагогических работников 2. Создание системы методической поддержки молодых и вновь прибывших педагогов. 3. Включение в практику работы педагогического коллектива нового поколения электронных образовательных ресурсов Систематическое прохождение курсовой подготовки и переквалификации, в том числе и дистанционно. 4. 5. Разработка системы мер стимулирования педагогов за высокое качество образования. Совершенствование механизма материального и морального стимулирования учителей, дифференциации заработной платы педагогов в зависимости от качества предоставления образовательных услуг. Результат Увеличение численности педагогических работников МКОУ «СОШ №3», прошедших аттестацию на присвоение квалификационной категории или подтверждение соответствия занимаемой должности. Предотвращение оттока педагогических кадров из МКОУ «СОШ №3». Формирование педагогического коллектива. Повышение IT-компетентности педагогических работников. Увеличение доли педагогических работников и руководящих работников, прошедших курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации от общего количества. Повышение качества оказываемых образовательных услуг. 53 6. Организация и проведение теоретико- Рост методического практических семинаров, заседаний педагогов. творческих групп, ориентированных на реализацию системно- деятельностного и конвергентного подходов. 7. Презентация педагогического опыта через печатные и информационно– коммуникационные издания различных уровней. Диагностика и выявление уровня профессионального мастерства педагогов. 8. 9. Создание условий формирования индивидуальных траекторий профессионального, карьерного и личностного роста педагогов, включение педагогов в современные направления методической деятельности. мастерства Повышение имиджа образовательной организации. Наличие мониторинга уровня профессионального мастерства педагогов ОО. Система непрерывного профессионального образования педагогических работников ОУ, методические материалы по организации инновационной научно - методической и исследовательской деятельности. Ожидаемые результаты: Создание гибкой системы повышения профессионального мастерства в процессе педагогической деятельности; Рост общекультурной и профессиональной компетентности педагогов; Создание системы методического сопровождения; Создание информационного пространства, способствующего повышению профессионального уровня педагогов. Увеличение числа педагогических работников, прошедших аттестацию на присвоение квалификационной категории или подтверждение соответствия занимаемой должности. 5.6. Мероприятия и предполагаемые результаты подпрограммы «Здоровье» 54 Цель: Сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательных отношений. Задачи: Создание внутренней системы работы по формированию у обучающихся ранней мотивации и устойчивого интереса к укреплению здоровья, физическому и спортивному совершенствованию, достижению высоких спортивных результатов. Построение сетевого взаимодействия с учреждениями и организациями, занимающимися вопросами физкультурно-спортивного образования. Совершенствование здоровьесберегающего режима работы школы при сохранении его лучших традиций. Индивидуализация образования на основе медико-психологопедагогического мониторинга здоровья. Основные мероприятия: № Комплексный мониторинг здоровья детей. Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение учащихся. Организация работы службы социальной защиты в школе по сопровождению детей с неблагополучными условиями жизни. Уменьшение домашней нагрузки учащихся за счет повышения эффективности урока и применения информационных технологий. Осуществление мониторинга уровня тревожности детей в ходе учебного процесса. Индивидуальная работа с детьми по снижению уровня тревожности и неуспешности. Организация игровых перемен. Организация учебно-воспитательной работы в плане формирования культуры здоровья: привлечение учащихся к проектной деятельности в области экологии природы и человека, санитарно-гигиенической и валеологической культуры, ОБЖ. Проведение системы классных часов и родительских собраний, направленных на воспитание культуры здоровья; проведение конкурсов для учащихся по проблемам сознательного отношения к здоровью. Организация сотрудничества с учреждениями здравоохранения, транспортной безопасности, пожарои электробезопасности, правоохранительными органами, психологическими центрами. Форма работы Результат 55 1 Обучение педагогического персонала Учреждения по вопросам медико психолого-педагогического сопровождения проекта. 2 Организация физкультурно оздоровительной работы с учетом групп здоровья обучающихся: -уроки физкультуры -спортивные секции -дни здоровья -уроки здоровья -физкультминутки на уроках -динамические паузы 3 Формирование в Учреждении нормативно-правовой базы по межведомственному взаимодействию в вопросах построения здоровьесберегающего 4 Организация оздоровительного лагеря при школе 5 Реализация дополнительных образовательных программ по формированию культуры здоровья. 6 Реализация курсов внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья. 7 Диагностика социальной адаптации 1, 5, 9, 10 классы Повышение квалификации педагогических работников по вопросам организации здоровьесбережения при организации образовательной деятельности. Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода. Локальные акты, заключенные договоры социального сотрудничества. Укрепление физического и психологического здоровья обучающихся Развитие уровня физического и психологического здоровья обучающихся, рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников. Развитие уровня физического и психологического здоровья обучающихся, рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников. Анализ социальной адаптации Формы мониторинга выполнения программы: 56 Административный контроль санитарно-гигиенического состояния помещений школы -ежеквартально Административный контроль использования учителями здоровьесберегающих технологий – 1 раз в год у каждого учителя Административный контроль объема домашних заданий – 1 раз в полугодие Мониторинг динамики здоровья учащихся – ежегодно в начале и в конце учебного года Анализ работы социальной службы школы – в конце каждого учебного года Анализ работы медицинской службы школы – в конце каждого учебного года Анализ уровня и причин травматизма учащихся в школе - ежеквартально Анализ уровня заболеваемости учащихся, выявление наиболее часто встречающихся заболеваний и их причин – 1 раз в полугодие. Ожидаемый результат: Улучшение показателей не только физического здоровья детей, но и комплексного показателя благополучия, включающего также адекватность психоэмоционального реагирования, социальную адаптированность и достаточный уровень морального развития. Отсутствие отрицательной динамики в здоровье детей в ходе учебновоспитательного процесса. 5.7. Мероприятия и предполагаемые результаты подпрограммы «Школа-территория безопасности» Цель: Обеспечение комплексной безопасности и охраны труда в образовательной организации. Задачи: Обеспечить комплексную безопасность образовательной организации и охрану труда. Обеспечить реализацию мероприятий, направленных на своевременную подготовку школы к началу нового учебного года, к осенне-зимнему периоду, летнему периоду. № 1. Мероприятие Контроль за обеспечением комплексной безопасности ОО; Результат Обеспечение нормативной базы для организации комплексной 57 2. 3. 4. 5. Своевременная актуализация Паспорта безопасности ОО; Размещение нормативно-правовой базы, планов работы на официальном сайте ОО. Контроль за соблюдением техники безопасности и профилактикой несчастных случаев, травматизма в ОО; Контроль за соблюдением в школе внутреннего распорядка и правил безопасности; Контроль за соблюдением техники безопасности на уроках и переменах. Изучение рекомендаций по предупреждению террористических актов; Реализация Плана мероприятий по антитеррористической безопасности; Контроль за состоянием охраннопожарной сигнализации; Контроль за состоянием технических средств и системы связи; Проведение тренировочных эвакуаций и мероприятий по обеспечению безопасных действий во время ЧС. безопасности ОО. Организация охраны обучающихся, сотрудников Обеспечение защиты ОО от терроризма и угрозы социальнокриминального характера. Организация охраны ОО, обеспечение функционирования технических средств безопасности. Обеспечение защиты обучающихся и персонала от чрезвычайных ситуаций. 6. Реализация Плана противопожарных Обеспечение профилактических мероприятий в ОО, безопасности в ОО в том числе проведение тренировочной эвакуации и мероприятий по обеспечению безопасных действий во время пожара. 7. Проведение мероприятий по техники безопасности при работе с электроприборами в образовательном учреждении. Проведение инструктажей по технике безопасности в компьютерном классе; 8. труда пожарной Обеспечение электробезопасности в ОО Обеспечение информационной безопасности обучающихся 58 Проведение инструктажей по технике безопасности при перевозке автомобильным транспортом; Реализации программы по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма. 10 Ознакомление обучающихся с правовыми гарантиями охраны духовно-нравственной и информационной безопасности несовершеннолетних; Ознакомление педагогов с Основами педагогической психогигиены и психотерапии, психического и психологического здоровья обучающихся, влияние на него социальных факторов. 11 Разработка и реализация Программы, направленной на формирование культуры здорового и безопасного питания обучающихся. 12 Своевременное исполнение Распоряжений контролирующих органов; Обеспечение оказания первой помощи обучающимся; Обеспечение прохождения медицинских осмотров обучающимися и сотрудников ОО. 13 Разработка и внедрение Программы подготовки к новому учебному году, включающей мероприятия по подготовке к осенне-зимнему и летнему периодам; Выполнение предписаний надзорных органов; Проведение санитарных, гигиенических и медицинских мероприятий; Подготовка и своевременное подписание Акта приемки образовательной организации к 9. Профилактика дорожнотранспортного травматизма Обеспечение безопасности среды психологической образовательной Предоставление здорового безопасного питания и Обеспечение медицинского сопровождения обучающихся Организация и проведение мероприятий, направленных на своевременную подготовку школы к новому учебному году, к осеннезимнему и летнему периодам. 59 новому учебному году; Подготовка и своевременное подписание Акта приемки образовательной организации к осенне-зимнему и летнему периодам; Реализация Программы производственного контроля. Ожидаемый результат: Обеспечение комплексной безопасности образовательной организации в соответствии с паспортом безопасности и охраны труда; Своевременно подготовлена образовательная организация к началу нового учебного года, осенне-зимнему и летнему периодам. 60