Аналитическая часть I. Оценка образовательной деятельности Образовательная деятельность в Школе организуется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования, СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», другими нормативными правовыми актами, которые регулируют деятельность образовательных организаций, основными образовательными программами. локальными нормативными актами МКОУ «СОШ №3». Учебный план 1–4-х классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования (реализация ФГОС НОО), 5–9-х классов – на 5-летний нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования (реализация ФГОС ООО), 10–11-х классов – на 2летний нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего образования (реализация ФГОС СОО). В 2020 году в результате введения ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции часть образовательных программ в 2019/2020 учебном году пришлось реализовывать с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Для этого использовались федеральные и региональные информационные ресурсы, в частности, платформа «Онлайн-образование» (Моя школа в online), Российская электронная школа, платформа Учи.ру, Мессенджер WhatsApp. Результаты педагогического анализа, проведенного по итогам освоения образовательных программ в дистанционном режиме, свидетельствуют о снижении результативности образовательной деятельности в начальной и основной школе. Причину данной ситуации видим в следующем: недостаточное обеспечение обучающихся техническими средствами обучения – компьютерами, ноутбуками и др., высокоскоростным интернетом; недостаточное внимание родителей (законных представителей) обучающихся при организации домашней обстановки, способствующей успешному освоению образовательных программ; не успешность работников Школы в установлении полноценного взаимодействия с родителями, проведении достаточных разъяснений о включенности в дистанционные занятия и значимости их для обучающихся. Исходя из сложившейся ситуации, в плане работы МКОУ СОШ №3» на 2021 год необходимо предусмотреть мероприятия, минимизирующие выявленные дефициты, включить мероприятия в план ВСОКО. Воспитательная работа В 2020 году школа провела работу по профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ), формированию здорового образа жизни и воспитанию законопослушного поведения обучающихся. Мероприятия проводились с участием обучающихся и их родителей. Были организованы: участие в конкурсе социальных плакатов «Я против ПАВ»; участие в областном конкурсе антинаркотической социальной рекламы; проведение классных часов и бесед на антинаркотические темы с использованием ИКТ-технологий; книжная выставка «Я выбираю жизнь» в школьной библиотеке; онлайн-лекции с участием сотрудников МВД. II. Оценка системы управления организацией Управление осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления. Органы управления, действующие в МКОУ «СОШ №3» (далее – Школа) Наименование органа Функции Директор Контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие структурных подразделений организации, утверждает штатное расписание, отчетные документы организации, осуществляет общее руководство Школой Управляющий совет Рассматривает вопросы: Педагогический совет развития образовательной организации; финансово-хозяйственной деятельности; материально-технического обеспечения Осуществляет текущее руководство образовательной деятельностью МКОУ «СОШ №3», в том числе рассматривает вопросы: развития образовательных услуг; регламентации образовательных отношений; разработки образовательных программ; выбора учебников, учебных пособий, средств обучения и воспитания; материально-технического обеспечения образовательного процесса; аттестации, повышения квалификации педагогических работников; координации деятельности методических объединений Общее проф. Реализует право работников участвовать в управлении собрание работников образовательной организацией, в том числе: участвовать в разработке и принятии коллективного договора, Правил трудового распорядка, изменений и дополнений к ним; принимать локальные акты, которые регламентируют деятельность образовательной организации и связаны с правами и обязанностями работников; разрешать конфликтные ситуации между работниками и администрацией образовательной организации; вносить предложения по корректировке плана мероприятий организации, совершенствованию ее работы и развитию материальной базы Для осуществления учебно-методической работы в Школе создано три предметных методических объединения: общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин; естественно-научных и математических дисциплин; объединение педагогов начального образования. В целях учета мнения обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в МКОУ «СОШ №3» действуют Совет обучающихся и Совет родителей. По итогам 2020 года система управления МКОУ «СОШ №3» оценивается как эффективная, позволяющая учесть мнение работников и всех участников образовательных отношений. В следующем году изменение системы управления не планируется. В 2020 году систему управления внесли организационные изменения в связи с дистанционной работой и обучением. В перечень обязанностей заместителя директора по УВР добавили организацию контроля за созданием условий и качеством дистанционного обучения. Определили способы, чтобы оповещать учителей и собирать данные, которые затем автоматически обрабатывали и хранили на виртуальных дисках и сервере Школы. III. Оценка содержания и качества подготовки обучающихся Статистика показателей за 2017–2020 годы № п/п Параметры статистики 2017–2018 2018–2019 учебный год учебный год 2019–2020 учебный год На конец 2020 года 1 Количество детей, обучавшихся на конец учебного года, в том числе: 388 380 379 386 - начальная школа 167 160 164 159 – основная школа 207 199 202 199 – средняя школа 14 21 13 28 – начальная школа – – – – – основная школа 2 – – средняя школа – – – – – об основном общем – образовании – – – – среднем общем образовании – – – – – в основной школе 1 _ _ – – средней школе 1 _ _ – 2 3 4 Количество учеников, оставленных на повторное обучение: Не получили аттестата: Окончили школу с аттестатом особого образца: Приведенная статистика показывает, что положительная динамика успешного освоения основных образовательных программ сохраняется, при этом стабильно растет количество обучающихся Школы. В 2020 году в МКОУ «СОШ №3» обучалось 13 учащихся с ОВЗ и инвалидностью. В 2020 году школа продолжает успешно реализовывать рабочие программы «Второй иностранный язык: «немецкий» (2019), «Родной язык: русский, аварский, даргинский», «Родная литература: русская, аварская, даргинская», которые внесли в основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования в 2017 году. Количество классов, которые изучают второй иностранный язык 2019 – 5-е классы (а,б) 2020- 5 – 6 –е классы (а,б) Краткий анализ динамики результатов успеваемости и качества знаний Результаты освоения учащимися программ начального общего образования по показателю «успеваемость» в 2020 году Класс ы Всег Из них о успевают обучся Кол % -во Окончили год Окончили год Всего Не успевают Переведен ы условно Из них н/а С % отметка ми «4» и «5» С % отметка ми «5» Кол % Кол % Кол-во -во во % 2 44 44 100 25 56,82 10 22,7 3 0 0 0 0 0 0 3 28 28 100 12 42,86 3 10,7 1 0 0 0 0 0 0 4 51 51 100 27 9 17,6 5 0 0 0 0 0 0 Итого 123 123 100 64 22 17,8 9 0 0 0 0 0 0 52,94 52,03 Если сравнить результаты освоения обучающимися программ начального общего образования по показателю «успеваемость» в 2020 году с результатами освоения учащимися программ начального общего образования по показателю «успеваемость» в 2019 году, то можно отметить, что процент учащихся, окончивших на «4» и «5», вырос на 2,6 процента (в 2019 был 50,4%), процент учащихся, окончивших на «5», вырос на 2,5 процента (в 2019 – 12,5%). Результаты освоения учащимися программ основного общего образования по показателю «успеваемость» в 2020 году Из них Всего успевают Классы обучся Кол% во Окончили год Не успевают Окончили год Всего С отметками % «4» и «5» Переведены условно Из них н/а С отметками % «5» Кол% во Кол-во % 5 46 44 93 17 38,64 5 11,38 2 4,35 2 4,35 6 40 36 81 12 30,0 6 15,0 4 10 4 10 7 48 47 96 23 48,94 9 19,15 1 2,8 1 2,8 8 38 38 100 13 34,21 5 13,16 0 0 0 0 9 30 30 100 11 36,67 5 16,67 0 0 0 0 Итого 202 195 96,53 76 38,97 30 15,38 7 3,47 7 3,47 Если сравнить результаты освоения обучающимися программ основного общего образования по показателю «успеваемость» в 2020 году с результатами освоения учащимися программ основного общего образования по показателю «успеваемость» в 2019 году, то можно отметить, что процент учащихся, окончивших на «4» и «5», снизился на 1,7 процента (в 2019 был 33,7%), процент учащихся, окончивших на «5», стабилен (в 2019 – 2,3%). В 2020 году учащиеся 9-х классов успешно сдали итоговое собеседование по русскому языку в качестве допуска к государственной итоговой аттестации. По итогам испытания все получили «зачет» за итоговое собеседование. Осенью 2020 года для учеников 5–9-х классов были проведены всероссийские проверочные работы, чтобы определить уровень и качество знаний за предыдущий год обучения. Ученики в целом справились с предложенными работами и продемонстрировали хороший уровень достижения учебных результатов. Анализ результатов по отдельным заданиям показал необходимость дополнительной работы. Руководителям школьных методических объединений (Горшковой Л.Е., Приходько С.В., Мацковой Е.М.) было рекомендовано: спланировать коррекционную работу, чтобы устранить пробелы; организовать повторение по темам, проблемным для класса в целом; провести индивидуальные тренировочные упражнения по разделам учебного курса, которые вызвали наибольшие затруднения; организовать на уроках работу с текстовой информацией, что должно сформировать коммуникативную компетентность школьника: погружаясь в текст, грамотно его интерпретировать, выделять разные виды информации и использовать ее в своей работе; совершенствовать навыки работы учеников со справочной литературой. Повторная диагностика в виде контрольной работы по типу ВПР показала положительную динамику: 90% учеников справились с заданиями, которые вызвали затруднения на осенних ВПР. Результаты освоения программ среднего общего образования обучающимися 10, 11 классов по показателю «успеваемость» в 2020 году Окончили Не успевают Сменили полугодие Окончили Из них Переведены форму год условно Всего успевают Из них обучения Всего Классы обучн/а ся КолКолКолКол% «4» и % % % % Кол-во % % «5» во во во во «5» 10 13 13 100 5 41 1 18 0 0 0 0 0 0 0 0 11 - - - - - - - - - - - - - - - Итого В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции на территории России, итоговое сочинение (изложение) в 2020 году было перенесено на 2021 год (апрель), поэтому итоговое сочинение (изложение) в 2020 году не проводилось. В 2020 году ОГЭ, ЕГЭ и ГВЭ отменили как форму аттестации для всех учеников на основании постановления Правительства от 10.06.2020 № 842. Учащиеся МКОУ «СОШ №3» ЕГЭ не сдавали, т.к. в 2019-2020 учебном году 11 класса в школе не было. Школа выдавала аттестаты учащимся 9-х классов по результатам промежуточной аттестации, которую провели на основании рекомендаций Министерства просвещения и регионального министерства образования с учетом текущей ситуации: годовые оценки выставили по итогам трех прошедших четвертей. Оценки за 4-ю дистанционную четверть не отразились на итоговых баллах учеников. IV. Оценка организации учебного процесса Организация учебного процесса в МКОУ «СОШ №3» регламентируется режимом занятий, учебным планом, календарным учебным графиком, расписанием занятий, локальными нормативными актами школы. Образовательная деятельность в МКОУ «СОШ №3» осуществляется по пятидневной учебной неделе для 1-х классов, по шестидневной учебной неделе – для 2–11-х классов. Занятия проводятся во вторую смену для обучающихся 2,3-х, 5,6 классов, в первую смену – для обучающихс 1-4х, 7–11-х классов. В соответствии с СП 3.1/2.43598-20 и методическими рекомендациями по организации начала работы образовательных организаций города Кизляра в 2020/21 учебном году школа: 1. Уведомила управление Роспотребнадзора по городу Кизляр о дате начала образовательного процесса; 2. Разработала графики входа учеников через четыре входа в учреждение; 3. Подготовила новое расписание со смещенным началом урока и каскадное расписание звонков, чтобы минимизировать контакты учеников; 4. Закрепила классы за кабинетами; 5. Составила и утвердила графики уборки, проветривания кабинетов и рекреаций; 6. Подготовила расписание работы столовой и приема пищи с учетом дистанцированной рассадки классов, учеников к накрыванию в столовой не допускали; 7. Разместила на сайте школы необходимую информацию об антикоронавирусных мерах, ссылки распространяли по официальным родительским группам в WhatsApp; 8. Закупила бесконтактные термометры, тепловизор – один стационарный на главный вход, рециркуляторы настенные для каждого кабинета, средства и устройства для антисептической обработки рук, маски многоразового использования, маски медицинские, перчатки. Запасы регулярно пополняются, чтобы их хватало на два месяца. V. Оценка востребованности выпускников Основная школа Средняя школа Переш Год ли в выпус Все 10-й ка го класс Школ ы Переш ли в 10-й класс другой ОО Поступили в Поступ профессионал Все или ьную го в ВУЗ ОО Пошл и на Поступили в Устроил срочн профессионал ись ую ьную на служб ОО работу у по призы ву 2018 52 11 2 39 -0 - - - - 2019 42 13 1 28 10 2 6 2 0 2020 48 15 0 13 - - - - VI. Оценка качества кадрового обеспечения На период самообследования в Школе работают 30 педагогов, из них 2 – внешних совместителя. В 2020 году аттестацию прошли 1 человек – на первую квалификационную категорию. В целях повышения качества образовательной деятельности в школе проводится целенаправленная кадровая политика, основная цель которой – обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии, в соответствии потребностями школы и требованиями действующего законодательства. Основные принципы кадровой политики направлены: на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала; создание квалифицированного коллектива, способного работать в современных условиях; повышения уровня квалификации персонала. Оценивая кадровое обеспечение образовательной организации, являющееся одним из условий, которое определяет качество подготовки обучающихся, необходимо констатировать следующее: образовательная деятельность в школе обеспечена квалифицированным профессиональным педагогическим составом; кадровый потенциал Школы динамично развивается на основе целенаправленной работы по повышению квалификации педагогов. По итогам 2020 года МКОУ «СОШ №3» перешла на применение профессиональных стандартов. Из 30 педагогического работника школы все педагогические работники соответствуют квалификационным требованиям профстандарта «Педагог». В период дистанционного обучения все педагоги Школы успешно освоили онлайн-сервисы, применяли цифровые образовательные ресурсы, вели электронные формы документации, в том числе электронный журнал и дневники учеников. 25% педагогов прошли обучение по вопросам организации дистанционного обучения в объеме от 16 до 72 часов. Три педагога приняли участие в записи уроков для трансляции на региональном телевизионном канале в рамках проекта «Открытые уроки». 10 педагогов прошли повышение квалификации – освоили учебный курс «Основы компьютерной грамотности и использование ИКТ в решении профессиональных задач в условиях пандемии», онлайн-курс повышения квалификации «Современные образовательные информационные технологии (EdTech) в работе учителя» на сайте foxford.ru. VII. Оценка качества учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения Общая характеристика: объем библиотечного фонда – 5406 единица; книгообеспеченность – 100 процентов; обращаемость – 35105единиц в год; объем учебного фонда – 5040 единица. Фонд библиотеки формируется за счет федерального, областного, местного бюджетов. Состав фонда и его использование № Вид литературы Количество единиц в фонде Сколько экземпляров выдавалось за год 1 Учебная 5040 4500 2 Педагогическая 60 20 3 Художественная 366 306 4 Справочная 55 30 5 Языковедение, литературоведение 0 0 6 Естественно-научная 0 0 7 Техническая 0 0 8 Общественно-политическая 0 0 Фонд библиотеки соответствует требованиям ФГОС, учебники фонда входят в федеральный перечень, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254. Средний уровень посещаемости библиотеки – 15 человек в день. На официальном сайте школы есть страница библиотеки с информацией о работе и проводимых мероприятиях библиотеки школы. Оснащенность библиотеки учебными пособиями достаточная. Отсутствует финансирование библиотеки на закупку периодических изданий и обновление фонда художественной литературы. VIII. Оценка материально-технической базы Материально-техническое обеспечение МКОУ «СОШ №3» позволяет реализовывать в полной мере образовательные программы. В школе оборудованы 12 учебных кабинета, 5 из них оснащены мультимедийной техникой. 2020 году школа стала участником федеральной программы «Цифровая образовательная среда» в рамках национального проекта «Образование» и получила оборудование для двух кабинетов цифровой образовательной среды (ЦОС). 10 сентября состоялось торжественное открытие кабинетов ЦОС(кааб 6 и 9), а в течение 2020 года провели мероприятия, чтобы продемонстрировать их возможности: съемки видеоуроков для телерадиокомпании «Кизляр ТВЦ» в рамках нового проекта «Открытый урок»; уроки «Цифры». Такая работа позволила комплексно подойти к следующему этапу цифровизации – использованию новых технологий в образовательном процессе школы. На первом этаже оборудованы актовый зал., столовая, пищеблок . IX. Оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования По результатам анкетирования 2020 года выявлено, что количество родителей, которые удовлетворены общим качеством образования в школе, – 63 процента, количество обучающихся, удовлетворенных образовательным процессом, – 68 процентов. Высказаны пожелания о введении профильного обучения с естественно-научными, социальноэкономическими и технологическими классами. В связи с организацией дистанцинного обучения в 2020 году чтобы снизить напряженность среди родителей и обеспечить доступ учеников к дистанционному обучению, администрация школы выяснила технические возможности семей, а затем обеспечила детей оборудованием с помощью социальных партнеров. Также на сайте школы создали специальный раздел и поддерживали работу горячей телефонной линии, чтобы собрать информацию о проблемах в организации и качестве дистанционного обучения. За период весеннего дистанта поступило 37 обращений, большинство из которых были связаны с вопросами качества оказания интернет-услуг провайдерами. Осенью количество обращений родителей по вопросам организации дистанционного обучения сократилось до 5. Чтобы выяснить степень удовлетворенности родителей и учеников дистанционным обучением, школа организовала анкетирование. Преимущества дистанционного образования по мнению родителей: гибкость и технологичность образовательной деятельности, обучение в комфортной и привычной обстановке, получение практических навыков. К основным сложностям респонденты относят затрудненную коммуникацию с учителем – зачастую общение с ним сводится к переписке, педагоги не дают обратную связь, а разобраться в новом материале без объяснений сложно. 50% родителей отметили, что во время дистанционного обучения оценки ребенка не изменились, третья часть – что они улучшились, и 4% – что ухудшились. Хотя в целом формальная успеваемость осталась прежней, 45% опрошенных считают, что переход на дистанционное образование негативно отразилось на уровне знаний школьников. Результаты анализа показателей деятельности организации Данные приведены по состоянию на 30 декабря 2020 года. Показатели Единица Количество измерения Образовательная деятельность Общая численность учащихся человек 386 Численность учащихся по образовательной программе начального общего образования человек 159 Численность учащихся по образовательной программе основного общего образования человек 199 Численность учащихся по образовательной программе среднего общего образования человек 28 Численность (удельный вес) учащихся, успевающих на человек «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, (процент) от общей численности обучающихся 145 Средний балл ГИА выпускников 9 класса по русскому языку балл 3,6 Средний балл ГИА выпускников 9 класса по математике балл 3,5 Средний балл ЕГЭ выпускников 11 класса по русскому балл - языку Средний балл ЕГЭ выпускников 11 класса по математике балл - Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, которые получили неудовлетворительные результаты на ГИА по русскому языку, от общей численности выпускников 9 класса человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, которые получили неудовлетворительные результаты на ГИА по математике, от общей численности выпускников 9 класса человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, которые получили результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по русскому языку, от общей численности выпускников 11 класса человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, которые получили результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по математике, от общей численности выпускников 11 класса человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, человек которые не получили аттестаты, от общей численности (процент) выпускников 9 класса 0 (0%) Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, человек которые не получили аттестаты, от общей численности (процент) выпускников 11 класса 0 (0%) Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, которые получили аттестаты с отличием, от общей численности выпускников 9 класса человек (процент) 3 (27%) Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, которые получили аттестаты с отличием, от общей численности выпускников 11 класса человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) учащихся, которые человек принимали участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах, (процент) от общей численности обучающихся 158 (40,93%) Численность (удельный вес) учащихся – победителей и человек призеров олимпиад, смотров, конкурсов от общей (процент) численности обучающихся, в том числе: − регионального уровня 12(3,11%) − федерального уровня 0 (0%) − международного уровня 0 (0%) Численность (удельный вес) учащихся по программам с углубленным изучением отдельных учебных предметов от общей численности обучающихся человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) учащихся по программам профильного обучения от общей численности обучающихся человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) учащихся по программам с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения от общей численности обучающихся человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) учащихся в рамках человек сетевой формы реализации образовательных программ (процент) от общей численности обучающихся 0 (0%) Общая численность педработников, в том числе количество педработников: человек − с высшим образованием 27 − высшим педагогическим образованием 24 − средним профессиональным образованием 0 − средним профессиональным педагогическим образованием 3 Численность (удельный вес) педработников с квалификационной категорией от общей численности таких работников, в том числе: человек (процент) − с высшей 4 (14,81%) − первой 4 (14,81%) Численность (удельный вес) педработников от общей численности таких работников с педагогическим стажем: человек (процент) − до 5 лет 5 (29%) − больше 30 лет 2 (4%) Численность (удельный вес) педработников от общей численности таких работников в возрасте: человек (процент) − до 30 лет 8 (23%) − от 55 лет 7 (14%) Численность (удельный вес) педагогических и административно-хозяйственных работников, которые за последние 5 лет прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку, от общей численности таких работников человек (процент) 13 (23%) Численность (удельный вес) педагогических и административно-хозяйственных работников, которые прошли повышение квалификации по применению в образовательном процессе ФГОС, от общей численности таких работников человек (процент) 27 (42%) Инфраструктура Количество компьютеров в расчете на одного учащегося единиц Количество экземпляров учебной и учебнометодической литературы от общего количества единиц библиотечного фонда в расчете на одного учащегося единиц Наличие в школе системы электронного документооборота да/нет да Наличие в школе читального зала библиотеки, в том числе наличие в ней: да/нет нет − рабочих мест для работы на компьютере или ноутбуке нет − медиатеки нет − средств сканирования и распознавания текста нет − выхода в интернет с библиотечных компьютеров нет − системы контроля распечатки материалов нет Численность (удельный вес) обучающихся, которые могут пользоваться широкополосным интернетом не менее 2 Мб/с, от общей численности обучающихся человек (процент) 386 (100%) Общая площадь помещений для образовательного процесса в расчете на одного обучающегося кв. м 3,13 Анализ показателей указывает на то, что школа имеет достаточную инфраструктуру, которая соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и позволяет реализовывать образовательные программы в полном объеме в соответствии с ФГОС общего образования. Школа укомплектована достаточным количеством педагогических и иных работников, которые имеют высокую квалификацию и регулярно проходят повышение квалификации, что позволяет обеспечивать стабильных качественных результатов образовательных достижений обучающихся.